- Подробности
-
Опубликовано 23.07.2018 16:14
Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.
I. Крестимся без поклонов
В начале и конце чтения Св. Писания.
В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».
II. Крестимся с поясным поклоном
При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
При каждом прошении ектеньи.
При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
На каноне на каждом припеве.
При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
При окончании отпуста.
При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X
При входе и выходе из алтаря трижды.
На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
При первом и втором явлении Святых Даров.
Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными
При входе и выходе из храма.
На славах при чтении кафизмы — три поклона.
На каждом припеве Песни Богородицы.
На «Достойно есть…».
На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
На вечерне и часах при пении тропаря.
На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
IV. При лобызании святыни
Положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.
VI. Наклонение головы
Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
На Великом входе.
После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
VII. Поясной поклон без крестного знамения делается
При словах «Мир всем».
При словах » Благословение Господне на вас…»
При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения
Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
IX. Стоять на коленях положено
Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
Великим постом при пении «Да исправится…».
На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.
X. По уставу не положено совершать поклонов
(но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
В дни причащения Святых Тайн.
Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.