Неделя 4 Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

27987.bПокаяние – это наше примирение с Богом. (Святой Иоанн Лествичник) 

  Чет­вер­тое ве­ли­ко­пост­ное вос­кре­се­нье по­свя­ще­но па­мя­ти пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. Про­зва­ние – Ле́ствич­ник (сла­вян­ское сло­во ле́стви­ца зна­чит про­сто «лест­ни­ца») – он по­лу­чил от на­зва­ния кни­ги – «Ле­стви­ца рай­ская». В ней ду­хов­ный путь по­движ­ни­ка срав­ни­ва­ет­ся с непре­рыв­ным вос­хож­де­ни­ем по кру­тым сту­пе­ням «лест­ни­цы» ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния на небо. Все­го Иоанн на­счи­ты­ва­ет 30 сту­пе­ней – ста­дий со­вер­шен­ство­ва­ния, по тра­ди­ци­он­но­му чис­лу лет жиз­ни Иису­са Хри­ста до Его вступ­ле­ния на об­ще­ствен­ное слу­же­ние.

Его ви́де­ние жиз­ни как до­ро­ги, ве­ду­щей по сту­пе­ням ввысь, близ­ко каж­до­му хри­сти­а­ни­ну. 

«Ле­стви­ца», чи­тав­ша­я­ся на Ру­си с древ­ней­ших вре­мен, бы­ла лю­би­мой кни­гой Н. В. Го­го­ля, с ко­то­рой он, по сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ков, «не рас­ста­вал­ся». За­ме­ча­тель­но, что хре­сто­ма­тий­ный ге­рой го­голев­ской «Ши­не­ли» ока­зал­ся обя­зан сво­им име­нем и да­же осо­бен­но­стя­ми ха­рак­те­ра од­но­му из пер­со­на­жей «Ле­стви­цы» – свя­то­му Ака­кию Сав­ва­и­ту, совре­мен­ни­ку Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. (Гре­че­ское имя Ака­кий зна­чит «крот­кий», «незло­би­вый».)

Свое тво­ре­ние пре­по­доб­ный так и на­звал – «Ле­стви­ца», объ­яс­няя на­зва­ние сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Со­ору­дил я ле­стви­цу вос­хож­де­ния... от зем­но­го во свя­тая... во об­раз трид­ца­ти лет Гос­под­ня со­вер­шен­но­ле­тия, зна­ме­на­тель­но со­ору­дил ле­стви­цу из 30 сте­пе­ней, по ко­то­рой, до­стиг­нув Гос­под­ня воз­рас­та, ока­жем­ся пра­вед­ны­ми и без­опас­ны­ми от па­де­ния». Цель это­го тво­ре­ния – на­учить, что до­сти­же­ние спа­се­ния тре­бу­ет от че­ло­ве­ка нелег­ко­го са­мо­от­вер­же­ния и уси­лен­ных по­дви­гов. «Ле­стви­ца» пред­по­ла­га­ет, во-пер­вых, очи­ще­ние гре­хов­ной нечи­сто­ты, ис­ко­ре­не­ние по­ро­ков и стра­стей в вет­хом че­ло­ве­ке; во-вто­рых, вос­ста­нов­ле­ние в че­ло­ве­ке об­ра­за Бо­жия. Хо­тя кни­га бы­ла на­пи­са­на для ино­ков, лю­бой хри­сти­а­нин, жи­ву­щий в ми­ру, по­лу­ча­ет в ней на­деж­но­го пу­те­во­ди­те­ля для вос­хож­де­ния к Бо­гу, и стол­пы ду­хов­ной жиз­ни – пре­по­доб­ный Фе­о­дор Сту­дит (па­мять 11 но­яб­ря и 26 ян­ва­ря), Сер­гий Ра­до­неж­ский (па­мять 25 сен­тяб­ря и 5 июля), Иосиф Во­ло­ко­лам­ский (па­мять 9 сен­тяб­ря и 18 ок­тяб­ря) и дру­гие – ссы­ла­лись в сво­их на­став­ле­ни­ях на «Ле­стви­цу» как на луч­шую кни­гу для спа­си­тель­но­го ру­ко­вод­ства.

При­ме­ры, на­хо­дя­щи­е­ся в «Ле­стви­це», слу­жат об­раз­цом той свя­той рев­но­сти о сво­ем спа­се­нии, ко­то­рая необ­хо­ди­ма каж­до­му че­ло­ве­ку, же­ла­ю­ще­му жить бла­го­че­сти­во, а пись­мен­ное из­ло­же­ние его мыс­лей, со­став­ля­ю­щих плод мно­гих и утон­чен­ных на­блю­де­ний его над сво­ей ду­шою и глу­бо­ко­го ду­хов­но­го опы­та, яв­ля­ет­ся ру­ко­вод­ством и ве­ли­ким по­со­би­ем на пу­ти к ис­тине и доб­ру.

Сте­пе­ни «Ле­стви­цы» – это пре­хож­де­ние из си­лы в си­лу на пу­ти стрем­ле­ния че­ло­ве­ка к со­вер­шен­ству, ко­то­рое не вдруг, но толь­ко по­сте­пен­но мо­жет быть до­сти­га­е­мо, ибо, по сло­ву Спа­си­те­ля, «Цар­ство Небес­ное си­лою бе­рет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лие вос­хи­ща­ют его» (Мф.11:12).

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2