В чём «образ» и «подобие» Божье в человеке

 5Беседу ведет о. Виталий Шастин.

Вот мы говорим: «"По образу и подобию". Что такое "образ"? Что такое "подобие"? В чём "образ" и в чём "подобие"?»

Образ – это то, что присуще всем людям.

Им наделён любой человек: верующий, неверующий, христианин, мусульманин, буддист - всем даны одни и те же способности, таланты.

Мы происходим все, как у нас говорится, из чресл Адама.

К образу Божьему в человеке относится то, что в человеке есть, а у животного нет.

Я иногда прихожу совершенно в светскую аудиторию к молодым людям и говорю: «Давайте проверим вашу богословскую грамотность».

И задаю им вопрос: «Расскажите мне, что такое образ Божий в человеке? И я вам делаю только одну подсказку – это то что у человека есть, а у животного – нет».

И они мне, все без всякого богословского образования, на 70% дают учение об образе Божьем в человеке.

Это наша разумность, это наша свобода и, в том числе, свобода выбора, это наши творческие способности, которые только человеку даны и человека в этом плане видится даже более близким по образу к Богу, чем даже Ангелы. Ангелы превосходят нас по подобию, а мы их превосходим по образу.

Бог есть Творец.

И только человек имеет творческие способности, и он может хаос превратить в красоту, в искусство. У нас существуют невидимые мысли, которые мы можем сделать видимыми. Т.е. кто-то может музыку или какое-то здание перенести на бумагу, на чертежи, на ноты, воспроизвести, построить это всё.

Образ Божий – это то что нас роднит с Богом.

Образ Божий определяется в нашей словесности, в нашей способности к духовной жизни и к общению с духовным миром, т.е. религиозность, против которой сейчас так активно борются. Говорят, что всё должно носить культурологический светский характер, не должно быть религиозного подхода и там, и там, и там… Нужно сказать, что в борьбе с религиозностью в человеке, мы боремся с самим человеком.

Нерелигиозными являются животные.

Человек существо словесное. Он, может, ещё только зачат, ещё не рожден, он, может быть, глухонемым родится. Но он уже зачат и рождается словесным существом, и он мыслит словесно.

Образ Божий – это то, что не выводится из нашей анатомии, не выводится из нашей биологии. Это то, что в нас надприродно.

К чему стремиться?

Василий Великий говорит, что человек - это животное, как и все животные (почему у нас много общего может быть и с обезьянами, и с поросятами, и там с кем угодно, но это животное). А человеку Бог дал задание стать Богом. И для того, чтобы мы могли бы стать Богом, Бог не только даёт нам такое задание, но вкладывает в нас те качества, где мы богами (по благодати) можем становиться. Вот подобное познается подобным.

«Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни пред кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небеснаго». Преподобный Иоанн Лествичник.

У нас есть специальное учение о вторичных благах. Т.е. вторичные блага – это то, что человек в лице Адама имел до грехопадения и то, что мы потеряли и то, что теперь для нас является как задачей в плане восстановления.

Т.е. Адам имел непосредственное богообщение, мы его утратили.

Святые восстанавливают его. И почему, например, к преподобному Сергию, к Оптинским старцам шли ученые люди? Потому, что они знали Истину, непосредственно от Бога. Это восстановление тех качеств, которые были присуще до грехопадения Адаму.

Мы были бессмертны, нетленны, не было болезней. И наша задача вернуть себе вот это вот бессмертие и богообщение, и гармоничность, и иерархичность нашего внутреннего устроения.

Потому что мы были созданы иерархично:
дух, душа, тело - умная, чувственная и плотская часть человека.

Изначально господствовала разумная часть.

После грехопадения это господство тела утрачивается. И наши плотские и чувственные страсти начинают противоречить разумной, духовной нашей стороне. Поэтому, у нас всё время внутренняя раздвоенность. Желания не совпадают с волей, воля в непослушании ума.

И поэтому нам Церковь и дана для чего?

Церковь нам дана как врачебница, как школа, учительница, путеводительница, для того чтобы нам обрести то что мы некогда утратили.

При чём есть такое мнение, что мы должны сейчас приобрести больше, чем то, что имел Адам.

У Адама было всё хорошо.
Грехов не было? Не было.
Таланты были такие что о которых мы сегодня мечтать не можем.
Искушений никаких не было. Он находился в Раю.
И вот единственное искушение – и он тут же падает.

Почему?
Потому что он ещё не знал, есть ли иной вариант жизни без Бога.

И здесь говорят Отцы, что Адам был в естественном состоянии создан. После грехопадения мы стали ниже естественного состояния. У нас сейчас неестественное состояние, т.е. мы даже свое естество часто сохранить не можем – разрушаем.

А спасённый человек должен быть выше естественного состояния. Т.е. он приобретает такое качество, при котором он второй раз от Бога не отпадёт.

Тогда его можно впускать в Рай.

Если в нём сохраняется гордыня, тщеславие, зависть или ещё что-то, значит, в нём сохраняется возможность вторичного падения.
Для нас важно обретение Бога-Христа. В нас должно быть христоцентричное мышление.
Вот всё нам дано и к самопознанию, и ко спасению.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2