Мятущаяся душа. Как человеку в современной ситуации всяких трудностей остаться человеком

184219-27bf3-26327672-m750x740О.Виталий Шастин ведет беседу на тему: "Мятущаяся душа. Как человеку в современной ситуации всяких трудностей остаться человеком?"

Что делать, чтобы избавиться от этой мятежности? 

На самом деле был период, когда нам казалось, что всякий мятеж - это некий всплеск энергий, это вызов изнутри новых сил. Но, когда это длится очень долго и когда мы видим, что итогом этой мятежности мы имеем только бо́льшую разруху, мы начинаем задумываться.

 

Люди на самом деле уже устают и понимают, что сам мятеж не является созидательным началом, творческим началом, а чаще всего, является началом разрушительным.

И особенно важно об этом говорить, когда мы говорим, о мятущейся душе.

Какой опыт имеет Церковь о врачевании всяких наших внутренних мятежей?

Когда человека только еще крестят, в молитвах при Крещении мы молимся Богу, чтобы Он нас избавил от того, кто наводит помрачение помыслов и мятеж мыслей: «Господи избави нас от помрачения помыслов и от мятежа мыслей наводящего».

Т.е. есть кто-то, кто вводит в душу, в чувства, в ум человека всякий мятеж и помрачение помыслов.

И нужно сказать, что первоисточником мятежа является дьявол.

Всегда и везде происходит и помрачение помыслов, и помрачение наших чувств.

Мы, конечно, помним первый мятеж, который произошёл в Раю, и помрачение помыслов, и мятеж мыслей совершился в уме Адама.

И мятеж мыслей, и помрачение помыслов, они свойственны бывают и младенцам, и людям, которые не отягчены какой-либо большой ответственностью или обязанностями, или какими - либо трудностями. И этому чувству подвергались и даже и святые люди.

И чем отличались святые, от не святых?

Тем, что святые умели победить в себе всякий мятеж и этого мятежника изгнать из своего сердца. А не святые люди поддаются мятежу и малый мятеж в своей душе, могут превратить в большую революцию.

Что мы имеем в итоге, когда в нас поселяется мятеж?

Мы приобретаем некоторое разрушительное для нас самих свойство. Прежде всего, это гнев, это страх, уныние, отчаяние.

Гнев и страх это состояние, когда нам ум отказывает в помощи.

Отчаяние - это тоже подавление не только уже ума, но и подавление воли. Когда человек не только в уме, не противится вот этому мятежу, у него нет воли противостоять мятущимся чувствам и всяким страхам.

Мы, кроме того, становимся человеконенавистниками. Нам кажется, что окружающие нас близкие нам люди, они доставляют нам столько хлопот, и страданий, и забот, что лучше бы их рядом не было.

В нас развивается памятозлобие. Итогом мы имеем обиды, а обида – это то, что лишает человека способностей человека быть благодарным, и обида отравляет в нас всякую радость, мы становимся ропотными. Мы ропщем на всё, что только можно роптать. Через это умирает желание общаться с ближними, трудиться и, вообще, что-либо делать для преодоления вот этого болезненного состояния.

Когда мятеж мыслей становится для человека возможным?

Условий можно сказать много разных.

Одним из современных источников мятежности души является такой грех как многопопечительность.

Всё это питается еще такой страстью как тщеславие, и иные страсти и каждая отдельная взятая страсть и сребролюбие (т.е. жадность, стяжательство) и блуд, и гнев, и гордыня, и всякие другие страсти они как раз приводят человека в мятежное состояние.

Человек начинает жить так, как желал бы этого дьявол.

И каков выход из данной ситуации?

Прежде всего, подавление страстей и освобождение от всяких беспокойств.

Мятежность умирает тогда, когда мы:

читаем духовную литературу,
когда мы прибываем в молитве,
когда у нас есть верующий друг,
когда у нас есть духовная книга,
когда у нас есть духовник,
когда у нас есть Таинство.

По словам преподобного Никодима Святогорца: «Причащаться непрестанно - это и необходимо, и душеполезно, и согласно с заповедью Божией, и добро совершенное и благоугодное. А причащаться только три раза в году - это и не согласно с заповедью, и добро несовершенное, ибо не является добро то, что не добро делается. Поэтому, как все другие заповеди Божии требуют для себя необходимого времени, согласно Екклесиасту: «Время для всякой вещи» (Еккл. 3,17), так и исполнению заповеди о Причащении нам следует уделять должное время. Иными словами, соответствующее время для Причащения - это тот момент, когда священник возглашает: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите»».

В светском мире максимальная добродетель, максимальное правило: «Не делать другому того, чего сам себе не хочешь».

Но это заповедь ещё можно сказать Ветхозаветная. Она понятна даже язычникам.

А вот когда нужно подставить щёку, когда нужно любить врага, вот к этому сегодня мало кто готов. И таких богатырей Духа сегодня в нашем обществе всё меньше и меньше. И мы видим, как сильно, моментально, можно даже сказать, за очень короткий период, изменился человек.

Как только из нашей жизни ушел Бог, так это «место свято пусто быть не может». Его, это место, занимает дьявол.

Но Бог не Сам по Себе ушёл. Мы Его выставили в двери, запретили Ему быть и сказали, чтобы Он замолчал.

Поэтому путь-то есть!

Есть опыт!

Кому он нужен?

Если кому он нужен, этот опыт, на самом деле, лежит на поверхности - опыт Православной Церкви.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2