|
Региональная общественная организация
|
Как правильно «хвастать, хвалиться добрыми делами
Беседу ведет о.Виталий Шастин на тему: "Как правильно «хвастать, хвалиться добрыми делами», более точно сказать, как хвалиться какими-то добрыми делами других людей". Если мы возьмем конкретно слово «хвастать», то мы должны сказать, что хвастать мы не можем НИКОГДА. В самом этом изложении, собственно добродетелей рассказе, уже заложено тщеславие.
Чем тщеславие отличается, например, от гордыни. Тщеславие нуждается в зрителе. И если я нашёл зрителя, и если я нашёл слушателя, то вопрос: « А зачем ему рассказывать мне о своих подвигах?» Мы же совершаем добродетели не для славы. Добродетели совершаются для того что бы исправить свои внутренние несовершенства. Например, жадному человеку нужны добродетели милосердия, благотворительности, помощи, только для того чтобы преодолеть в себе жадность. Гордому нужна скромность, нужно смирение, нужна кротость для того чтобы преодолеть в себе гордыню. Есть такой рассказ в одном из «житие святых». Некий монах, возвращается после долгого пребывания в пустыни, после долгого периода поста и молитвы, и приходит в общество своей монастырской братии. Во время вечерней беседы с игуменом, на левое плечо этому брату, пришедшему из пустыни, садится бес тщеславия и говорит: «Слушай, а ты расскажи, как ты сейчас в пустыни подвязался, сколько ты искушений преодолел, сколько скорбей превозмог, для того чтобы молодые тоже научились, имели пример.» И в монахе начинается внутренняя борьба, рассказать - не рассказать, рассказать - не рассказать. И он понимает, что как только он расскажет, он тут же получит порцию тщеславия, т.е. тщетной славы, которую человек получает не от Бога, а от человека. Чем всё закончилось? Он всё-таки устоял, и этот бес от него отошёл. И в это время монаху садится на правое плечо другой бес гордыня и говорит: «Смотри-ка, какой ты умный, какой ты сильный, вон как беса то шуганул тщеславного, вон он как от тебя побежал то, надо же! Ты представь, беса тщеславия изгнал!» И вот здесь только один с плеча слетел, садится ещё более искусительный. И вот за этими всеми помыслами, конечно, мы должны следить. Потому что тоже самое происходит и с нами. И победа над одной страстью, может приводить к другой страсти, которая будет иметь пищи именно добродетель. Т.е. гнев, сребролюбие, чревоугодие, раздражительность, уныние, это те страсти, которые питаются грехом, а тщеславие и гордыня – это те страсти, которые питаются добродетелями. Но тщеславный человек не видит рядом никого, ни талантливого, ни способного, ни умелого, ни умного. Он губит в этом плане и себя, и все становятся для него глупые, бесталантливыми. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все мы одним Духом крестились. (1 Кор. 12-7). На меру нашей бескорыстности, нашей чистоты, её даже сам человек в себе не видит, а видит только Бог. В данном случае у нас появляется проблема: хвастаться – нельзя, рассказывать – нельзя. И в тоже время я вижу у моего ближнего точно такие же проблемы, которые меня выручили и если я не поделюсь этим опытом, то этот человек будет мучиться в своих проблемах и никогда из них может быть уже не выйдет. В данном случае, допустим рассказ о такой добродетели. Только не говорить, что это «я», как поступали люди духовно-опытные, тот же апостол Павел, например, он говорит, знаю человека в теле ли он был или не в теле - не знаю, но он был восхищен до третьего неба. И видел то-то, и слышал то-то. Он не говорит, что «я был восхищен», «я ходил, и то-то видел, и то-то мне Бог открывал». Он говорил: «Знаю человека». И вот это правило нужно усвоить и нам. Если я хочу поделиться своим личным опытом преодоления какого-то порока, в стяжании какой-то добродетели в изменении моей жизни к лучшему, то я не должен говорить: «Вот, смотри, я-то вот так делал, делай как я!»; «Да что ж ты мне не подражаешь?» Опыт святых угодников, мудрых мужей и жен, в том, что они рассказывали о себе в третьем лице. Любовь к Богу она выражается в тайной добродетели. Богу никакие свидетельства не нужны, а ближнему нужно свидетельство. Т.е. я знаю, как избавиться от винопития, и избавился, и у меня получилось. Рядом со мной спивается мой друг из любви к ближнему я ему расскажу свой опыт, как преодолеть, только не надо тебе хвастаться, не говорить, что это «я». Кстати, когда человек говорит так, он ещё бывает отталкивает другого. Нужно рассказывать или о своих ближних или о себе в третьем лице. Бог видит наше сердце. Ему никаких свидетельств не нужно. |
Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2 |