Беседа с о. Виталием Шастиным на тему: "Богоявление"

2017-01-19-kreshhenie-4

О празднике Крещения Господня.
Протоиерей Виталий Шастин:
- Праздник Крещения Господня имеет также два других названия - Богоявление и Просвещение. Принимая Крещение в вода′х Иордана от Иоанна Предтечи, Господь практически начинает Своё общественное служение, начинает просвещение людей. В этот момент, момент Крещения, происходит Богоявление, т.е. явление Пресвятой Троицы: Сын принимает Крещение, Дух Святый в виде голубя сходит на Него, и Бог Отец свидетельствует о сыновстве крещаемого Христа.

О событии Крещения Господня необходимо размышлять, особенно крещёным людям. Многие не помнят своего Крещения, потому что были маленькими; другие помнят смутно, потому что не очень понимали, что в это время над ними совершалось; кто-то помнит, может быть, более ясно, но не понимает до конца смысла Крещения. И эти непониманиея или беспамятство подтверждаются тем, что очень многие крещёные люди не являются полноценными членами Церкви. Они не причащаются регулярно Святых Христовых Таин, у них нет опыта молитвы, практики поста. Очень многие крещеные люди не могут перечислить заповеди, т.е. правила, по которым они должны жить, и очень немногие крещеные люди могут ясно выразить ту веру, которая является верой православной. Символ Веры выражен в чётких категориях, в чётких формулировках, и выход за эти формулировки, за это понимание веры, недопустим, так как Символ Веры, определяет границы, внутри человек Церкви или вне Церкви.

Если человек не живёт, как Бог велел или заповедал, то он живёт по стихиям мира сего – так, как ему удобней. Происходит очень печальное явление, когда человек, принявший Таинство Крещения, практически сочетавшийся со Христом и получивший возможность восхождения по духовной лестнице, никуда не восходит, топчется на месте, а ещё хуже - спускается ниже той ступени, на которой он был до Крещения.

Нужно понимать, что, когда мы принимаем Таинство Крещения, то в этом Таинстве принимаем в своё сердце Того, Который явлен нам в событии Богоявления. И в нашем маленьком грешном человеческом сердце, по выражению Святых Отцов, рождается Христос: наше некрещёное сердце тоже представляет собою некую пещеру, некий вертеп, подобный Вифлеемскому, в котором рождается Христос. В этот момент эта «пещера» являет собою великолепный храм, и задача нашей жизни, жизни крещёного человека, сделать своё сердце храмом для Бога, где Бог будет пребывать во всей полноте Своей правды.

Принимая Христа в себя, мы принимаем Его, во-первых, как истину, во-вторых, как путь, который ведёт нас ко всякому благу и, прежде всего, к Самому Богу, таким образом мы принимаем Христа как полноту жизни. Вне Христа полноты жизни не существует, потому что именно в Нём происходит обожение нашей человеческой природы.

Наше бытие становится полным, потому что, кроме биологических и психических, каких-то чувственных потребностей, мы входим в бытие духовное, которое являет нам только Бог, потому что Бог есть Дух, чистый Дух, и мы можем быть приобщены к этому Духу. Практика исихастов, практика афонских монахов свидетельствует нам о том, что человеку доступны Божественные энергии и человек может быть одухотворён, может быть обожен.

Мы в Костроме - ул. Пятницкая, 33/2